Contact Us:
  admin@KBHNYU.com

Search for:

АНЕКДОТ ДНЯ




Говорят, что самая первая игра КВН между студенческими командами в Америкe прошла в одной из комнат то ли университета Гарвард, то ли МИТ. Было это в мае 1995 года. Игру ту я не видел, лишь тексты читал, но сомневаюсь, что ребята использовали переносные микрофоны, имели в своём распоряжении мини-диски с фонограммой, на сцене танцы сопровождали песни, а за кулисами было обилие реквизита. Итак, за 9 лет произошла трансформация КВН в Америкe. Вместо станционарных микрофонов появились переносные, вместо песен под гитару и пианино появились минидиски с фонограммами и с подтанцовкой, а приветственная линейка уступила место подвижным, энергичным и динамичным сценкам.
Сейчас тяжело себе представить команду в нашей лиге которая не имела бы в своём распоряжении мини-диски, обильный реквизит для выступления и пару ребят для танцев.

Наверное, теперь уже тяжело проследить вереницу событий, которые привели нас от первых игр в университетских комнатах до театра "Миллениум" с его супер-оснащенным техническим оборудованием для выступлений. Но кое-какие наброски сделать можно. Ведь весь этот "метаморфозис" происходил постепенно, медленными шагами, совершенствуясь по ходу дела. Одни команды начинали процесс, другие его разбавляли и вносили новые элементы.

Естественно, первое, что бросается в глаза зрителю во время игры, это команды, вышедшие на сцену. А один из атрибутов, который характеризует команду, - это её форма, то в чем команда появляется на выступлении. Ведь форма, как название команды, придает ей свой имидж и часто влияет на стиль выступления. Как мне кажется, именно с поиска "своей формы" и начинались первые шаги, ведущие к развитию шоу.

Пожалуй, первой, кто “нашел” себе постоянную форму на выступления, была команда NYU. Она появилась в декабре 1995 года, на первой игре с МИТ в Нью-Йорке. Это были белые пиджаки и черные рубашки и брюки, которые и сейчас являются официальной формой команды. Интересно, что команда Гарвард, не отстав от NYU в плане формы, поменяла цвета с верху вниз, выбрав темные пиджаки и светлые рубашку и брюки. Позже появятся "красные рубашки" БУ, элегантная форма "Ladies of New York", гангстерская, а затем и стильная форма Чикагцев, разноцветные футболки Олимпика, серебристые рубашки Политеха и масса других форм и костюмов разных команд.

На той же игре команда NYU также имела в своем репертуаре и профессиональный музыкальный инструмент - синтезатор (не простой, а двухъярусный), играл на котором профессиональный музыкант. Их соперники, команда МИТ, ограничились любительским синтезатором. Имея в запасе неплохую музыкальную основу, NYU пошло дальше и, пожалуй, первыми, использовали танцы во время музыкальных номеров, причем с детальным продумованием от костюмов танцоров до постановки самих танцев. Например, во время исполнения песни "украинских послов" две девушки пританцововали гопак в национальных украинских костюмах, ну и послы, естественно, были в красных шароварах. Были в этом конкурсе и сомбреро с золотистыми жилетками и блестящие цилиндры ведущего, Валерий Леонтьев с подтанцовкой и под конец - Маша Распутина с фирменной шляпкой в синем платье. В Нью-Йорке ребята получили 5 баллов из 4 возможных с легкой руки председателя жюри Ефима Аглицкого (первый такой случай в лиге), а в Бостоне покорили зал обилием реквизита и своей формой, о чем незамедлительно упомянула и русскоязычная пресса. И это при том, что в Бостоне ребята ограничились роялем, на котором попеременно играло 3 человека! Профессиональный музыкант остался в Нью-Йорке и больше после этого с командой не значился. Правда, надо отметить, что NYU всегда имела в запасе пару неплохих музыкантов и в этом плане команда всегда была на высоте.

Вообще, именно музыкальный номер был одним из первых, который стал модифицироваться и становиться разнообразней в плане идей и задумок. Так командой Гарварда на финале 96-го года переделка песни "Интернационал" под "Интернетционал" была продумана и показана как песня-сценка с участием героев гражданской войны с компьютерными атрибутами. Песня могла прекрасно пройти и под простое исполнение, но ребята пошли дальше, сделав из этого целый номер с актерским исполнением сопровождающим слова песни. Естественно, начали появляться и пародии на известных певцов и музыкантов. Если про NYU мы уже упомянули, то вот, скажем, Брандайз на той же финальной игре 1996 года в музыкальном номере показал блестящую пародию на Майкла Джексона в исполнении...девушки Лены Клейнер. Номер прошел под бурные овации зрителей, а Лена получила приз лучшего игрока финала.

На западном побережии тоже не дремали. При наличии всего двух команд из Сан Франциско и Беркли на то время, это побережье тоже внесет свою лепту в становлении КВН в Америки. Скажем, в команде Сан-Франциско, по-моему, были первые шоумэны - Дима Тартаковский и Боря Подольский, которые проявляли и проявляют до сих пор завидные актерские таланты. Это был первый дует, первая пара со своим имиджем от игры к игре. Эта же команда первыми стала использовать переносные микрофоны, передвигаясь на сцене и делая свое выступление более динамичным. Ну и, конечно же, Сан-Франциско - король черного юмора, дважды чемпионы черного КВНа. Сан-Франциско не всегда везло в турнирных показателях, но этой команде стоит отдать должное за их вклад в КаВН. Берклийцы тоже внесут свое веское слово в развитии шоу, но это будет немного позже.

Но это были лишь первые шаги, появлялись новые элементы и приемы, но их нужно было оттачивать и совершенствовать дальше.

Многие считают что команда КВН “Олимпик” привела настоящее шоу в КВН Америки. Так вот, это не совсем так. Команда “Ladies of New York” была первой командой, которая по-настоящему стала командой-шоу. Было это летом 1997 года, года на два раньше, чем "Олимпик". Команда работала с професиональными авторами, команде ставили все номера, у команды был администратор, режиссер, появились спонсоры - то есть все было поставлено на професиональную основу.
Две иронии – во-первых, основной костяк команды составляли девушки из NYU (они и основали команду) Аня Бейдер, Женя Соколовская и Агнесса Фришберг. А во-вторых, за полгода до этого стать такой же командой могла и сама команда NYU. Но в то время команда отказалась от помощи со стороны, хотелось больше творить самим и быть независимыми.
Вот из-за таких интересных стечений обстоятельств и получилась команда “Ladies of New York”, первая игра которой произвела фурор - по итогам двух игр команда обыграла Гарвард! Но не настолько был ошеломляющим результат, сколько само выступление. Оно действительно выглядело как прекрасно отрепетированное шоу, с массой реквизита, костюмами, декорациями, с прекрасным музыкальным оформлением. Кстати, игра в Нью-Йорке проходила в ресторане “Ошеана”, на первом этаже. Кто знал, что через несколько лет КВН поднимется на один этаж выше, в театр “Милленниум”. А вместе с ним поднимется и качество игр. Но вернемся к “Ladies of New York”, ведь это не совсем полный список того, что они внесли в развитии шоу. Они также первыми провели товарищескую серию игр с командой “Одесских Джентельменов” - отважится на такое в то время могла только команда с хорошей базой авторов и с большими ресурсами. При всех плюсах этой команды, увы, у нее был один важный недостаток. Команда была женская. Многие упрекали в свое время эту команду в отсутствии шуток. Дело в том, что шутки были, но не все шутки подойдут для женских ролей, и долго с одними девушками в КВН не сыграешь. Это еще в 1993 году подтвердила команда “Девушки из Джаза”, которая была основана на базе НГУ. Несмотря на то что команда сезон выграла, по ходу сезона ей пришлось отказаться от чисто женских ролей и вернуться к классическому своему стилю и составу, добавив парней. Прием вовремя сработал. У “Ladies” именно парней и не хватало. Максимум, что они смогли сделать, это взять 2-ое место, уступив тому же Гарварду в финале. Причем, финал команда вышла напрямую после своей первой победы. Дело в том, что их соперники по полуфиналу, команда Брандайз, не смогла продолжить участия в чемпионате.

Сезон 1998-99, на сцене те же лица. Самый малочисленный состав участников и всего 5 игр в сезоне! Казалось это будет скучным и не запоминающимся сезоном. К счастью, это оказалось не так. И виноваты в этом, в первую очередь, Берклийцы. По сравнению с 1997 годом Беркли просто преобразилось. Они сыграли две игры в 1998 году, обе в Бостоне. Музыкальное домашнее задание этой команды на финале 1998 года, по-моему, было лучшим выступлением команды КВН в Америке. Несколько десятков людей, постоянно меняющихся на сцене, и все с четким распределением ролей. Прекрасное оформление сценок, смешной тест и его подача зрителю, обилие реквизита, массовые сценки с максимальным использованием каждого участника и все это по нарастающей! Все продумано до мелочей. Прямо как на Бродвее! В то время им не хватило огромной сцену "Миллениума" для полного эффекта. Победил в том сезоне Гарвард, команда из Бостона, и об этом городе, конечно же, необходимо упомянуть.

Бостон подарил нам команд чемпионов как ни один другой город, да и вообще из команд Бостона можно было заполнить отдельный чемпионат. Однако в вопросе стиля Бостон придерживался определенного однообразия, причем не столько минимализма, сколько строгого соблюдения определенных устоев в каждой команде. И хоть в каждой команде со временем были танцы, великолепные индивидуальные актерские способности и разнообразие реквизита, но они никогда не выставляли их на первый план. Первым в Бостоне был юмор! Шоу, в плане танцев, декораций и костюмов лишь было оформлением, дань моде. И получалось у них не хуже чем у остальных, только бостонские команды не компенсировали нехватку юмора этими атрибуты, а дополняли. В бостонских командах не было шоумэнов, пожалуй Вадим Барановский из БУ исключение, все строилось на командной игре с литературным юмором. Каждая команда выбирала себе определёную направленность юмора, скажем Гарвард - больше политический, Брандайз - интеллектуальный, МИТ - студенческий, БУ - больше сатирический. Это конечно в общих чертах, все эти команды прекрасно шутили на разные темы, но коньком каждой, как мне кажется, были вышеуказанные.

Пожалуй, лишь команда Бостонского Университета немного выпадала из ряда бостонских команд. БУ за 4 сыгранных сезона, по моему, исповедовала два разных стиля. Первые два сезона ребята играли в немного "темный КВН", причем не пошлый, а именно тёмный, с сарказмом. Особенно это запомнилось на финале 98-го года, когда БУшники шутили на злобу дня - шутки про жюри в капитанском и домашнем задание сделали из ребят героев в глазах зрителей, правда, возможно это не дало им подняться выше 3 места. Неудачно сыграв следующий сезон, где БУ проиграла в первой же игре, ребята свои следующие два сыграли в немного другом стиле. Острота прошлых сезонов осталась, но вперед стали выходить сатира, смешные песни и оригинальные постановки, особенно в музыкальных домашних заданиях. К тому же значительно изменился и усилился состав команды, который, к слову, был пожалуй самый многочисленный из бостонских.
С приходом новых авторов, певцов, постановщиков и актёров команда стала многограннее, а наличие девушки капитана (Милена Нестеренко) было еще одной удачной находкой БУ. Как результат, команда стала чемпионом в новом сезоне и финалистом следущего, хотя в нём наметились сбои в команде. Сейчас команда "Линнтяи", часть молодого поколения из БУ, пустилась в самостоятельное плавание, имея задатки опытной школы КВН БУ.

Сезон 1999-2000 года, смена поколений, ушли NYU, Гарвард, МИТ, Беркли. Появились Олимпик, "Пираты из Сиэттла", "Стиляги из Чикаги". Было ясно что и в КВН появятся новые элементы, новые аттрибуты, новые приемы. Но кто поднимет планку? По-моему, в том сезоне, это сделали ребята из Сиэттла. При всем моем уважении к команде Олимпик, но по настоящему они проявили себя лишь на финале года. А вот Сиэттл с первой своей игры и на протяжении всего сезона стабильно проявлял свой стиль, демонстрируя при этом динамику, имея прекрасную танцевальную основу (причем внутрикомандную) и обладая неплохими актерскими талантами. Украшением команды были прекрасно поставленные танцы, массовые, хорошо отточенные до малейших движений. Увы, с расколом команды на две части после первого сыгранного сезона, из команды ушла почти вся танцевальная группа девушек и несколько ребят актеров, команда потеряла некоторую привлекательность, живость и массовость в выступлениях и ей пришлось искать новые пути, выбирать новые приемы. Лишь благодаря сильному авторскому и актерскому составу, команде удалось вновь стать в числе претендентов на чемпионское звание в этом году. Не напоминает ли это вам историю команды NYU?

Олимпик сполна проявил себя в следующем сезоне, опередив Сиэттл как в плане шоу, так и в сезоне, победив у них полуфинале, причем в Сиэттле В Олимпике все было продумано и отрепетировано до малейших деталей, все танцы поставлены, все движения выверены, все слова выучены, каждая мимика продумана. На это у них ушло 2 сезона, но уже с первых игр, пожалуй, с полуфинала 2000 года эта тенденция стала проявлятся и набирать обороты. Полного эффекта она достигла на финальной игре 2001 года, когда Олимпик стал чемпионом. Правда, и этого не хватило Олимпику чтобы победить в суперкубке чемпионов. Команда Гарварда преподнесла им хороший урок в плане того, что несмотря на всё обилие артистизма, идей и шуток (в чем Гарвард не уступает Олимпику), очень важно также иметь зрительское чутьё, шутить о том, что близко зрителю, а зритель в Нью-Йорке разительно отличается от бостонца или чикагца. К тому же важна актуальность и сиюминутность. Гарвард всегда имел это чутье, что помогло им дважды стать чемпионами.

Еще одна заслуга Олимпика в том, что эта команда немного омолодила КВН. Не всякая команда рискнет вывести на сцену 5-ти летнего мальчика Илюшу Пинского. Также не у всякой команды два года подряд совсем молодые, еще даже не совсем совершеннолетние ребята станут открытием сезона. В Олимпике эту честь имели 13-ти летняя Стелла Шифрина в 2001 году, и 15-ти летний Миша Борецкий на год раньше.

Не стоит и забывать о командах из Чикаго. Вообще Чикаго интересно тем, что обе команды этого города были не университетскими, как скажем команды Бостона, а общегородскими. К тому же уже своим названием они показывали своё направление и стилистику. "Чикагские Гангстеры" была первой командой в нашей лиге, которая отважилась придать своему названию своеобразную направленность – все-таки "Гангстеры" подразумевает ведение определенного стиля и манеры от игры к игре, и, надо сказать, они справлялись с этой задачей более или менее удачно, и в виде формы, и по содержательности выступлений. Кстати, "Пираты из Сиэттла" в первом сезоне будут очень напоминать этим Гангстеров - и форма под пиратов и юмор подведён под определенный стиль, как минимум в приветствии.

Команда "Стиляги из Чикаги" уже хотя бы своим названием претендует на звание стильной команды, со своим ярким имиджем и оригинальностью. За три сезона команда, пожалуй, ярче всего себя проявила во втором, особенно в полуфинальной игре в Бостоне, где, несмотря на неудачу, они продемонстрировали-таки очень даже оригинальное выступление. Например, их приветствие было сделанно в виде сценки с накоплением участников, выход один за другим, где и юмор шёл по нарастающей. С появлением в команде Семёна Новомодского и Сергея Павлова команда приобрела двух супер-актеров, кстати, еще одну пару шоумэнов в нашей лиге, которые приносят команде львиную долю актерского успеха. Чикагские команды были не всегда стабильны и это их самая большая проблема, но и Гангстеры, а затем и Стиляги, украсили нашу лигу своим неповторимым имиджем и стилем, за что им отдельное спасибо.

Появление “Старой Артели” на фестивале 2000 года тоже повлияло на дальнейший рост игры. Во-первых, команда обладает профессиональным артистизмом, накопленным ими еще в играх высшей лиги АМИКа. А во-вторых, именно представители этой команды стали первыми редакторами лиги, что в некотором смысле повлияет на дальнейший ход событий.

В том же сезоне 2000 года появились нью-йоркские команды "Пляжный Сезон", "Южный Темперамент", "Политех", о которых тоже стоит помянуть. Например, “Пляжный Сезон” добавил зрелищность в плане костюмов и декораций. Команда за игру использует больше реквизита, чем все команды сезона 1996 использовали за год. Сейчас в этом плане они лидеры. Также они одни из первых стали использовать плюсовые фонограммы. Это гарантирует, что музыка не будет заглушать текст, актер не забудет слова, микрофон не зафонит - все что нужно для хорошего шоу. И зрителю это по душе. Во-первых, они об этом даже не знают, и их мало интересует, как это сделано или исполнено - главное результат. Зритель хочет получить удовольствие, а не переспрашивать у соседа слова из песни. Правильно ли это и нужно ли это в КВНе, вопрос спорный.

“Южный Темперамент” - кавказкая команда. А это само по себе постоянный имидж. А имидж один из компонентов шоу. И команда прекрасно справляется с ним, из игры в игру не давая болельщикам устать от однообразия, находя новые приемы, но придерживаясь при этом имиджа кавказской команды. Охарактеризовать эту команду можно так: команда-колорит.

Команду Политеха стоит отметить хотя бы за одно их оригинальное новшество. На полуфинальной игре 2003 года команда показала номер: видеосинхробуфонаду с использованием героев известных мультфильмов и последних достижений компьютерной графики и дизайна! Такого я не видел даже в высшей лиге АМИКа. Кстати, стоит отметить, что единственный раз, на моей памяти, когда команда на игре показала видеоконкурс, была команда Олимпик на полуфинале 2000 года. Их экспромтный номер тогда был полностью снят и показан на видео, что до сих пор единичный случай.

Последним криком моды, наверное, было выступлении команды из Нантакета "Кармакома" на музыкальном фестивале в Нью-Йорке весной этого года. Как и "Старая Артель", имея опыт в играх АМИКа, правда, в первой лиге, ребята эффектно использовали свой накопленный опыт в плане артистизма и идей и показали, что несколько человек на сцене могут потягаться с дюжиной актеров, танцоров и музыкантов. В первую очередь в КВНе ценится хорошее исполнение, смешные тексты и оригинальные идеи.

Начиная с сезона 2001 года игры лиги показывают по ТВ (RTVi), что уже повышает требования к командам в плане выступлений. Ведь теперь на них смотрит не только зрительный зал, но и фанаты КВН на нескольких континентах. Стоит заметить что первый показ Американского КВНа был осенью 1993 года на канале WMNB: игра Америка-СНГ, которая все и начала. Затем через год игра Америка-Израиль. А игры КаВН впервые показали весной 1996 года - первый всеамериканский фестиваль КВН с участием NYU, Брандайза и университета Ратгерс. Организовала и провела фестиваль команда NYU у себя в университете. Затем показали фрагменты игры Нью-Йорк - Бостон, той же весной 1996 года, а после этого до 2001 года КаВН на ТВ появлялся очень редко, в основном на финальных играх. Лишь с полуфиналов 2001 года игры пошли более или менее регулярно. Будем надеяться, что это надолго.

Ну вот вроде и все, небольшой экскурс о развитии КаВН подошел к концу. Возможно что-то покажется субъективным, несомненно, очень многое не было упомянуто, за что прошу прощения. Тем не менее лучше меньше, да лучше. В следующий раз мы поговорим о самых главных людях команд КаВН - о капитанах.
(Продолжение следует)

Роман Юсупов

Обсудить статью в гостевой

Перейти к статьям 1 - 2 - 3 - 5 - 6




Copiright © 2002-2011. KBH NYU.
Powered by Edward Web Design Company (New York)